Политические и правовые идеи эпохи постмодерна: общая характеристика Эволюция политико-правовой мысли Запада в условиях постмодерна Последующими модификациями подобных подходов к вопросам организации власти в государстве стали власть менеджеров американского социолога Дж. Бернхема, технодемократия французского политолога М. Дюверже и др. Так, Дж. Бернхем в свое время заявил, что технодемократия в лице управляющих (менеджеров) стала социальной и политической реальностью в ряде крупнейших современных государств. Таким образом, намечена тенденция к замене капитализма и социализма «обществом управляющих», в котором государственные функции станут функциями специально изобретенного менеджерами политического механизма. По мнению М. Дюверже, технодемократии в чистом виде нигде не существует. На Западе возникает новая форма политической организации общества и государства, которая включает в себя технодемократические элементы и сочетает их с уцелевшими остатками либеральной демократии, а также с новой олигархией в лице капиталистов, техноструктуры корпораций и правительственных учреждений. Связующим ядром политико-управленческой техноструктуры, вокруг которого в зависимости от рода принимаемых решений собирается конгломерат всех иных групп, выступают министерства и высший слой чиновничества. Новый сложившийся тип организации государственного управления Дюверже характеризуется как симбиоз капиталистической плутократии и техноструктуры. Во многом появление такого рода политико-правовых идей обусловлено технологическим детерминизмом. Как вывод: во главе новой общественной организации должны встать специалисты в области новых технологий и информации.
Сторонники такой теории и те, кто считает себя специалистом в области геополитических проблем, пытаются делать ставку на ограничение суверенитета отдельных государств, на превосходство надгосударственных и негосударственных учреждений и организаций в регулировании внутренних и международных отношений. В этой среде или на подобной методологической базе появлялись еще ранее концепции мирового государства, мирового правительства и т. д. Как реакция на такого рода идеи довольно часто выдвигаются националистические концепции формирования государства и права, которые проявляются в различных экстремистских программах и действиях, что, в свою очередь, представляет, как правило, разрушительную угрозу для суверенных государств и международных отношений в целом.
|
|
|