• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 54 Политический консерватизм в России во вп 19-н 20
54 Политический консерватизм в России во вп 19-н 20
Политический консерватизм в России во второй половине ХIХ-начале ХХ вв
Консервативное течение в русской политико-правовой мысли второй половины XIX в.: Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский

Во второй половине XIX в. в России существовало мощное консервативное направление политической и правовой мысли. Одним из видных его идеологов был Н.Я. Данилевский (1822—1885 гг.), утверждавший, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме предоставленных своему народу Верховной властью. Он выступил сторонником сохранения политической основы Российского государства: самодержавия, поземельной общины, сословной иерархии, духовного приоритета православной церкви.

Видя в России оплот славянского единства, Н. Я. Данилевский в то же время выступал против имперской политики правительства — насильственного присоединения и удержания народов, что приводило их к потере самобытности.
Противник либерализма и демократии К. Н. Леонтьев (1831—1891 гг.) разработал собственную теорию. По этой теории цикл развития государства, насчитывающий от 1000 до 1200 лет, включает три стадии: сначала обособление его политической формы, затем стадия наибольшей сложности и высшего единства и, наконец, падение в результате нарастания общности с окружающими государствами. Первой стадии развития государства соответствует аристократия, второй — единоличная власть, третьей — демократия. Так, в своей работе «Византизм и славянство» он пишет: «…в начале развития государства всегда сильнее какое бы то ни было аристократическое начало. К середине жизни государственной является наклонность к единоличной власти <…> а к старости и к смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало»
Идеалом государства для А. Н. Леонтьева была абсолютная монархия, а русскую государственность он выводил из византийского и отчасти европейского наследия. Важнейшей задачей для России он считал не допустить подчинения Западу, сохранить свою самобытность и играть объединяющую роль.
Консерватором по своим взглядам на государство был Ф. М. Достоевский (1821—1881 гг.). Наиболее ярко это проявилось в его романе «Бесы». Он отрицает любое политическое насилие, в том числе и революционное, какими бы целями оно ни оправдывалось. Достоевский близок по духу к славянофилам, его отличает четкая антисоциалистическая и антикапиталистическая направленность. Он также исходит из особой миссии русского народа, для него истинный русский — это прежде всего богоискатель. Устами одного из героев романа «Бесы» он говорит: «Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но истина одна, а стало быть, только единый из народов и может иметь Бога истинного, хотя бы остальные народы и имели своих особых и великих богов. Единый народ — ,,богоносец — это русский народ…»
Такое отношение к народу отличает консерватизм Достоевского от консерватизма Победоносцева и Каткова. Народ — альфа и омега всей историографии писателя. Более того, некоторые исследователи считают, что его концепция самодержавия неразрывно связана с идеей народной свободы. Именно свобода, пишет он в «Дневнике писателя», «истинная, а не номинальная», выступает главным критерием. Именно этот критерий он прилагает к своему идеалу монархии.

Вполне можно согласиться с мыслью И. В. Днепровской, что, подвергая социальное бытие анализу с позиции духовного содержания, Достоевский поднимает вопросы, имеющие методологическое значение для философии права. Не создавая теоретических конструкций и философских схем, он создает «метод духовного эксперимента», предполагающий человека в качестве основного объекта исследования. Анализ правовых явлений писатель сосредоточил в основном на вопросах соответствия нормативной природы права экзистенциальной глубине личности и определения в связи с этим грани правового бытия человека, выявления духовных смыслов правового поведения и метафизических оснований преступления.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 54 Политический консерватизм в России во вп 19-н 20
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: