• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 29 Политические и правовые учения в Германии в конце 18-21
29 Политические и правовые учения в Германии в конце 18-21
Политические и правовые учения в Германии в конце ХVIII- начале ХIХ вв
Олицетворением Просвещения в Германии был Иммануил Кант (1724—1804 гг.) — один из величайших умов своего времени. Исходя из своей идеалистической концепции свободы, он выводит безусловные практические законы, прежде всего моральные. Моральные законы выступают как императивы, поощряющие или запрещающие определенные действия. Как таковые, эти императивы являются категорическими и безусловными.

Моральный закон, которому должен следовать человек во взаимоотношениях людей, проявляется в виде права, т. е. происхождение права является чисто рациональным, что определяет содержание законов исходя из чисто логических или формальных принципов. Право сопровождается предполагаемым полномочием использовать принуждение в отношении его нарушителя.
Для Канта идеалом государства является правовое государство, т. е. такое, устройство и режим которого максимально соответствуют праву, в котором между государством и человеком по закону установлены взаимные права и обязанности. Важнейшим признаком государства выступает верховенство закона. Благо и назначение государства в совершенном праве. По форме Кант выделяет два типа государств: республику и конституционную монархию, а также подчеркивает важность наличия трех ветвей власти.

Как сторонник нравственности в политике, Кант не видит оправданий войне. Война есть прежде всего несоблюдение этических требований. Он решительно выступает за мирное сотрудничество между государствами и видит в этом важную роль права, а в ликвидации «постоянных армий» видит устранение угрозы другим государствам.

Идеи Канта были своеобразно развиты Иоганном Готлибом Фихте (1768—1814). Его идея свободы как высшего нравственного требования, обращенного к участникам общественных отношений, определяющего отношения личности и общества, гражданина и государства, в значительной степени определила место Фихте в истории политических и правовых учений. В отличие от Канта для него право уже не формальное условие внешней свободы. Оно внутренне с нею: где нет свободы, нет и права. Равно как и наоборот: свобода есть лишь при наличии права 40. Эту мысль в рамках идеалистической философии развил затем Гегель.

Политико-правовые взгляды Г. Гегеля
Важной составной частью всей философии виднейшего представителя немецкой политико-правовой мысли Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831 гг.) выступает философия права. В результате развития абсолютной идеи появляется абстрактное право, которое включает в себя права и обязанности, принадлежащие человеческим существам не потому, что они являются гражданами, а потому, что они представляют собой человеческие личности 41. Человека отличает от других живых существ такая черта, как свобода, которая свою реализацию находит в праве частной собственности.

Общество собственников составляет гражданское общество. Для сохранения возможности проявления свободы для всех людей необходим инструмент общей воли, которым является государство. Взаимоотношения гражданского общества и государства составляют основу политической жизни. Идеальным государством, по Гегелю, является конституционная монархия, обладающая сильной централизованной властью. По убеждению Гегеля, народ не способен быть субъектом политической активности, ибо не может определять цели, а также средства и методы их достижения и бороться за свои интересы и права. Он критикует морализм Канта в политике, считая, что политика государства должна быть свободной от этических предписаний.

Поскольку каждое государство Гегелем понимается как «особенное», отрицающее другое «особенное» (государство), то согласия между государствами быть не может — остается одна перспектива: борьба, конфликты, войны. Более того, война, по Гегелю, выступает «моментом» нравственной целостности, носителем творческого начала, своего рода обязательной стадией становления нового в сфере социальных отношений. В его интерпретации войны являются составной частью правового регулирования международных отношений. Он также подчеркивает важную роль армии, которая применяется для достижения наиболее важных политических целей.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 29 Политические и правовые учения в Германии в конце 18-21
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: