• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 27 Политические и правовые учения в Англии в ХVII в.
27 Политические и правовые учения в Англии в ХVII в.
Политические и правовые учения в Англии в ХVII в.
Развитие теории естественного права Т. Гоббсом

Особенности Нового времени нашли свое отражение и в политико-правовой мысли Англии. Наиболее яркими ее представителями стали Томас Гоббс (1588—1679 гг.) и Джон Локк (1632—1704 гг.). Томас Гоббс родился в то время, когда произошло столкновение Англии и Испании и был потоплен испанский флот, так называемая Великая армада. На его формирование оказали влияние прежде всего динамичная политическая жизнь Англии и образование, о котором позаботился богатый дядя, по достижении 14 лет отправивший его в Оксфорд, где он изучал Аристотеля и учения номиналистов. Наиболее известный труд Гоббса, «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», создавался в 1651 г.

Исходной точкой его размышлений о государстве выступает «естественное состояние людей», эгоистическая природа которых в условиях изначального равенства делает их врагами. Поэтому их обычное состояние — «война всех против всех», «человек человеку волк», и в этой войне не может быть победителя. Вместе с тем в природе человека заложены свойства, позволяющие выйти из этого состояния. К ним относятся инстинкт самосохранения и естественный разум, представляющие, по сути, естественные законы. Главным среди них является тот, который предполагает стремление к миру, а все остальное должно быть использовано как средство обеспечения мира.

Естественные законы не реализуются автоматически, сами по себе, для этого нужна сила, и такой силой может быть лишь абсолютная власть государства. Государство возникает путем заключения общественного договора, при котором индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления. Государство контролирует все сферы жизни общества, даже мысли людей, т. е. Гоббс выдвигает идею тоталитаризма. Он также рассматривает две формы возникновения государства. Первая — возникновение государства путем добровольного соглашения (политическое государство), вторая — приобретение верховной власти силой. При анализе форм государства он отдает предпочтение монархии.

Государство ставит на место законов природы законы общества, чем, собственно, ограничивает естественные права гражданским правом. Гражданские права являются не чем иным, как естественными правами, перенесенными на государство. Поскольку естественные права не были ограничены, не могут быть ограничены и права государства, отсюда следует обязательность гражданских законов. Гоббс был убежден в том, что государь должен обладать властью — карать преступников. При этом он исходил из того, что целью наказания является не возмездие, а устрашение.

Томас Гоббс был решительным противником войн внутри государства и допускал их только в целях защиты государства от внешних врагов. Для достижения мира он не считал достаточными правила «естественных законов». Необходимы институты власти, стоящие над всеми людьми. Только мировое правительство способно покончить с войнами между народами. Таким образом, у Томаса Гоббса достаточно четко просматривается предпочтение политическим, а не правовым средствам 37.

Вклад Дж. Локка в учение о государстве и праве
Джон Локк исходил из того, что природа развивается по правилам, в соответствии с которыми все существующие стремятся к самосохранению. Человек как часть природы также подвластен ее основному закону. После того как разум убедит людей с целью самосохранения учредить государство, заключив общественный договор, народ не теряет своего суверенитета. Народ, который возвел государя на престол, сохраняет право низложить его, если государь не способен править в соответствии с волей подданных.

Согласно Локку, люди образуют общество ради сохранения своей собственности и подчиняются власти правительства и законов, которые служат сохранению того, что принадлежит им по праву. Если между народом и правительством возникают серьезные разногласия, то кто сможет их рассудить? Ответ Локка в этом отношении однозначен: полномочным арбитром в таком споре должен выступить весь народ. По Джону Локку, чтобы государство не выходило за рамки дозволенного, необходимо разделение власти на законодательную (двухпалатный парламент) и исполнительную (король).

Отличительными чертами государства как организации выступают полнота публичной власти, право действовать во имя общих интересов, издавать законы, право применять силу для исполнения законов, защита государства от внешних врагов. В государстве господствует закон: никто, ни один орган не может выходить из подчинения закона. Закон является решающим инструментом сохранения и расширения свободы личности. А сами законы, как и государство, создаются по воле и решению большинства.

Локк считал, что труд является оправданием института собственности. Все, кто преобразует вещь из одного состояния в другое, приобретают право на владение ею. Собственность настолько священна, что с ее неравным распределением приходится мириться, и государство должно защищать собственность.

Джон Локк в своем анализе общественного развития не мог пройти мимо проблемы происхождения и сущности войн. Их происхождение он связывает с недостатками человеческого характера. Он говорит о войне как состоянии вражды и разрушения, как о «силе без права». Применение силы государства должно быть ограничено узким кругом оснований, в частности силу следует применять лишь против несправедливой и незаконной силы, для защиты государства от нападения извне.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 27 Политические и правовые учения в Англии в ХVII в.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: