Бюджетная компетенция (бюджетные права) муниципальных образований
В соответствии со ст. 9 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
1) установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
3) установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
4) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
5) осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;
6) установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;
7) в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
8) иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления. Это общее правило, относящееся ко всем уровням МО.
В целом бюджетно-правовой статус МО характеризуют следующие права ли полномочия:
- право на самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета
- право на компенсацию из федерального бюджета и бюджета субъекта федерации расходов понесенных им вследствие передачи им отдельных государственных функций
- право на сбалансированность местного бюджета
- право на самостоятельное регулирование межбюджетных отношений на территории МО в случае вхождения в его состав иных муниципальных образований
- право на получение закрепленных доходов
- право на установление и введение на территорию местных налогов, определяемых ст. 15 ч.1 НК РФ
- право на самостоятельное расходование доходов полученных сверх нормативов закрепленных решением о местном бюджете и полученных в ходе исполнения местного бюджета.
- право на формирование в рамках местного бюджета резервных и иных бюджетных фондов
- право на осуществление контроля за расходованием средств местного бюджета выделяемых муниципальным образованием нижестоящего уровня.
Среди МО особое правовое регулирование осуществляется в отношении закрытых административно территориальных образований и наукоградов.
Отношения ЗАТО в сфере бюджетов строятся на том, что данная территория находится в непосредственном ведении федеральных органов исполнительной власти и в бюджетные отношения данные образования вступают непосредственно с федеральными органами власти поскольку денежные средства идут из федерального бюджета.
В рамках трансфертов, объемы которых утверждаются ФЗ о региональных бюджетах.
Наукограды имеют статус городского округа с высоким научно техническим потенциалом обладающие градообразующим научно-производственным комплексом присвоение такого статуса осуществляется правительством РФ, финансирование идет из средств федерального бюджета в рамках выделяемых трансфертов и субвенций