6. Образование понятий. Признак и свойство. Объём и содержание понятия. Образование понятий Этап 1.анализ( разложение предмета на отдельные простые признаки) Этап 2 абстрагирование (отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект самостоятельного рассмотрения) Этап3 сравнение( выделение общих признаков и исключение признаков свойственных только отдельным видам) Этап 4 синтез( соединение всех признаков данного предмета в единый признак) Этап 5 познавательное обобщение( объединение различных объектов в одно множество по общим для них признакам) Признак - это характеристика объекта, указывающая на наличие или отсутствие у него свойства или отношения. Сложный признак-это соединение двух и более простых признаков при помощи союзов «и», «или», «если…,то…» Положительный признак(наличие у объекта свойства или отношения); отрицательный(отсутствие) Существенный признак( без которого нельзя помыслить само существование данного объекта)несущественный( без кот. можно) Отличительный ( не существует такого объекта, кот не входит в объем данного понятия, но обладает указанным признаком.)неотличительный ( существует) Всякое понятия имеет объем и содержание. Содержанием понятия называется совокупность существенныз прищнаков одноэлементного класс или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержание понятия "квадрат" является совокупность двух существенных признаков "быть прямоугольником" и "иметь равные стороны". Объемом понятия называют совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии. Объективно, т.е. вне сознания человека, существуют различные предметы, анпример, школьники. Под объемом понятия "школьники" подразумевается множество всех школьников, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множестов столиц государств конечно, множество натуральных числе бесконечно. Множество (класс) А называется подмножеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементов В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А с В. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение вида и рода (например, класс "стол" входит в класс "мебель"). Отношение принадлежности элемента "а" классу "А" записывается так: а с- А. Читается: элемент "а" принадлжеит классу "А". Нпаример, а - "Нева" и А - река. Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А с В и В с А, что записывается как АΞВ.
|
|
|