• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Философия » 37.Ноосфера и техносфера. Глобальные проблемы современности
37.Ноосфера и техносфера. Глобальные проблемы современности
Постепенно создается техносфера, искусственная среда обитания, ставшая своего рода экологической нишей для нашего века. Экология как комплексная наука об окружающей среде и путях ее сохранения возникла в 20 веке. Русский философ натуралист Владимир Иванович Вернадский создал учение о биосфере он полагал, что между живым и косным веществом лежит непроходимая граница(живое возникает только из живого). Изменение планеты под влиянием живого – это процесс, подготовленный многомиллионной историей Земли. На наших глазах научная мысль становится биологической силой и происходит трансформация биосферы с ноосферу(сферу разума)
Термин ноосфера в первую очередь связывается с работами французского биолога и католического философа Тейара де Шардена(его основная работа «феномен человека»). Эволюционная концепция Тейара де Шардена представляет собой альтернативу дарвиновской теории эволюции. Тейар принадлежал к числу христианских философов, полагавших, что творение мира проходило путем направленной эволюции и отвергавшей наивный «креоционизм»(подобные идеи разделял Владимир Соловьев)
Смысл учение Дарвина не сводится к идеи происхождения человека от обезьяны. Эта идея была высказана Жоржем Дюффоном. Дарвин полагал, что человек произошел от обезьяноподобного предка, однако, суть вопроса в том, что эволюционная концепция Дарвина, вписывается в механистическую картину мира, она отрицает целевые причины. Его теория строится на 3-х факторах: изменчивость, наследственность, опора. В отличии от первого эволюциониста Ламарка, Дарвин утверждал, что никакого самоусовершенствовании организма речи быть не может. Природа сама перечеркивает слабые особи, оставляя только сильные. Тейар исходит из аристо генеза: природа избавляется от худших форм даже если они имеют кратковременное эволюционное имущество. Он полагал, что физика упустила нечто сверхважное, оно занимается «тангенциальными энергиями» или же теологией, можно заметить следы радиальной энергии, которая подобна энтелехии Аристотеля ведет мир?нить?усложнения; эволюция он рассматривал как целенаправленный процесс, проходящий рядом так – преджизнь-жизнь-мысль-сверхжизнь(«человек вошел в мир незаметно»). Незначительный анатомический скачок привел к перестройке космических масштабов. Человек- это ось и вершина эволюции или это эволюция осознавшая самое себя. Финальной точкой эволюции(точкой Омега) Тейар называет состояние сверхжизни, он не считает, что переход к этому состоянию будет катастрофическим, не конец света, а плавный переход, он говорил о точке Омега как об увенчании мирового процесса, наполнении Вселенной разумом; итогом станет цивилизации любви. Понимая риск, связанный с человеческой свободой, Тейар подчеркивал, что мы держим эволюцию в своих руках
Идеи Тейара де Шардена оказались актуальными в конце 20 века, астрофизики установили андропный принцип. Мировые константы оказались строго и тонко согласованы: незначительное отклонение одной из них сделало невозможным существование жизни и самой материи, следовательно, строение Вселенной изначально предполагает возникновение существа подобного человеку, андропный принцип, дает основания чему-то там. Однако, развитие техносферы идет путем предсказанным Ламарком(1809 году сказал) «человеку суждено истребить самого себя, после того, как он сделает Землю непригодной для обитания»
В наши дни техника становится стратегической силой от которой зависит будущее человека, сущностью НТР 20 века является автоматизация, при которой технике передается ряд функций, управления и контроля. Сложной современной технике свойственна самонаправленность: логика развития технических систем подчиняет себе человеческие задачи. Технический прогресс может считаться благом лишь тогда, когда он управляем, в противном случае возникает взгляд, похожий на позицию обывателя при приближении оккупанта: прогресс неизбежен и поэтому удобнее и спокойнее считать его благом. Общение с миром автоматов существенно влияет на способность человека к свободному поступку и творчеству. Мощь мира автоматов подавляет человека, усиливая отчуждение и пассивизацию. Философ Гюнтер Андерс писал, что человек может превратиться в дворцового карлика своего собственного машинного парка – речь не идет об отказе от техники, речь идет о восстановлении нормальных отношений между человеком и орудием. Назначение орудия служить, а не господствовать
В наши дни техника из средства поддержки жизни превращается в самоцель
Ноосфера предполагает «коэволюция» - согласованное развитие человека и природы. Разум должен способствовать активизации в природе скрытых возможностей в том числе и способность к регенерации . однако со времен Декарта научная рациональность понималась как техника овладения природой; это установка нуждается в пересмотре
Существует противоречие – биосфера стремится к стабильности, а техносфера – к расширению. Техносфера с одной стороны истощает природные ресурсы, а с другой стороны вносит загрязнение в окружающую среду(эффект двойного давления), экологическая катастрофа наступит тогда, когда откажут механизмы самовосстановления биосферы и начнется ее лавинообразный распад. По словам знаменитого философа и фантаста Станислава Лема «спасение от техники следует искать в самой технике. Ради своего спасения человечество обязано стимулировать переход на качественно новый технологический уровень. Термин «глобальная проблема» указывает на гуманитарный характер возникающих угроз, безотносительно географическим и социокультурным особенностям. В 1995 году Томас Майкрус сказал типа что рост населения происходит в геометрической прогрессии. Рост природных ресурсов идет в арифметической прогрессии, отсюда он сделал вывод о спасительности для человечества эпидемий и войн. В 1992? Каком-то там году, обеспокоенные будущим Земли ученые создали римский клуб? – неформальная организация, отслеживающая глобальные тенденции. Его первый председатель итальянский бизнесмен Аурелио Печчеи сравнивал глобальные проблемы с гигантским спрутом, переплетенные щупальцы которого не оставляют на Земле свободных мест(при этом он поражался глухоте политиков). В первую очередь к глобальным проблемам относятся истощения природных ресурсов, в том числе источники питания, загрязнение среды, демографический рост и возможность самоуничтожения человечества в ходе ядерной войны. В 1972? Римский клуб выпустил доклад «в пределах роста?», составленный математиком Мэдоуз. Его модель – 21 век станет веком голода, бедности и горя(каждый из возможных сценариев завершался неутешительным образов), наступившая вскоре необходимость на энергосбергающие технологии отдалило опасную перспективу, но не зачеркнуло его. Мэдоуз предложил принцип – не слепая оппозиция прогрессу, а оппозиция слепому прогрессу. Эти слова глубоко созвучны мысли Рэя Брэдбери – «прогресс неизбежен, но важно, чтобы он не раздавил человечество»(все пргрессы реакционны?? Если рушится человек)
Среди возможны сценариев будущего большинство считается неблагоприятными, для их предотвращения формулируется программа устойчивого развития, которая пока не получает поддержку на политическом уровне. Устойчивое развитие, это когда общество использует не капитал природы, а дивиденды от него. Неблагоприятные сценарии укладываются в несколько вариантов:
1) Катастрофический, связанный с соперничеством крупных держав за ресурсы(итогом обмена ядерными ударами станет «ядерная зима» - несколько лет минусовой температуры и густого полумрака)
2) Дискриминационный(программа регионализации) – планета делится на 2 части – зона высокого уровня жизни будет окружена территорией поставляющей дешевую рабочую силу(она же место свалки вредных отходов), но, нарастание напряженности по линии север-юг может привести к различным формам военных действия, в том числе, не государственных, а сетевых; американский социолог Хантинг Толл?? Содержание теории 20 века станет столкновения цивилизаций – что написала сама не поняла.
3) Репрессивно-тоталитарный(«зеленый тоталитаризм») – подразумевает отмену демократии, установление единого правительства и утверждение в массовом сознании «биологической этики», в которой интересы личности уступают интересам популяции(так предполагется решить демографическую проблему)


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Философия » 37.Ноосфера и техносфера. Глобальные проблемы современности
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: