Порядок и формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Процедура устройства детей, которые остались без попечения родителей, регламентирована статьей 155 Семейного Кодекса Российской Федерации. В первую очередь, необходимо учитывать принцип приоритета семейного воспитания. Исходя из данного принципа, приоритетом является передача детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Статья 123 Семейного Кодекса РФ представлена следующими семейными формами устройства:
1.Усыновление (удочерение). 2.Опека (попечительство). 3.Приемная либо патронатная семья.
Органы опеки и попечительства, принимающие непосредственное участие в судьбе ребенка, выполняют следующие законодательные функции:
1.Обеспечивают устройство ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.Контроль над деятельностью этих организацией – в первую очередь, акцент делается на оценке условий содержания, воспитания, образования и лечения детей. Следует отметить, что органы опеки и попечительства исполняют обязанности опекуна или попечителя до того момента, как ребенку исполнится 18 лет.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в качестве таких организаций выступают образовательные учреждения, в которых находятся на содержании (обучаются и воспитываются) дети-сироты. Кроме этого, данные организации представлены детскими домами, интернатами для детей-инвалидов, социально-реабилитационными центрами, социальными приютами, а также учреждениями системы здравоохранения (в частности, домами ребенка). Следует отметить, что статья 155 Семейного Кодекса РФ подразумевает расширение списка вышеуказанных учреждений. В частности, в перечень организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также входят некоммерческие организации. При этом в обязательном порядке должно быть выполнено условие, а именно - осуществление надзора за детьми не находится в противоречии с целями деятельности этих организаций. Порядок :
Согласно ст. 122 СК должностные лица учреждений (дошколь¬ных образовательных учреждений, общеобразовательных учре¬ждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попеченияродителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки ипопечительства по месту фактического нахождения детей. Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны'. близкие родственники ребенка; жилищные органы; органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях); суд при вынесении соответствующих решений (о лишении ро¬дительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.); органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовер¬шеннолетних детей); другие должностные лица, которые по роду своей профессио¬нальной деятельности связаны с детьми и семьей; руководители дошкольных учреждений, школ, детских поли¬клиник; общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях; учреждения и граждане. Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения такихсведений обязан: провести обследование условий жизни ребенка; обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения во¬проса о его устройстве (при установлении факта отсутствия по¬печения его родителей или его родственников). В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно дол¬женбыть определен: в воспитательное учреждение; лечебное учреждение; учреждение социальной защиты населения. СК устанавливает правовую обязанность руководителей учреж¬дений, в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, кото¬рый может быть передан на воспитание в семью не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т. е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью. Руководители указанных учреждений привлекаются кадминист¬ративной ответственности в случаях. несообщения таких сведений; нарушения установленных законом сроков их представления; представления заведомо недостоверных сведений; совершения иных действий, направленных на сокрытие ребен¬ка от передачи на воспитание в семью, в порядке, установлен¬ном законом.
|
|
|