Защита семьи государством. Охрана и поощрение материнства Меры семейно-правовой защиты — это средства семейно-правового воздействия, направленные на предупреждение или пресечение нарушения субъективных семейных прав, применяемые в установленном З.ом порядке независимо от вины правонарушителя. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными положениями СК, а при защите семейных прав в суде — по правилам гражданского судопр-ва.
Защита семейных прав осуществляется в судебном или административном порядке. Судебная защита является основной и применяется при разрешении большинства семейных споров, которые рассматриваются по нормам ГПК РФ. Т/о судом производятся лишение, ограничение или восстановление родительских прав; усын-е и отмена усын-я; признание брака недействительным; решаются вопросы о возврате ребенка родителям, опекуну или приемным родителям и др. К судебным органам, защищающим семейные права граждан, относятся суды общей юрисдикции — федеральные суды городов (районов). Значительную часть дел, возникающих из семейных правоотношений, рассматривают мировые судьи, за исключ.м дел о расторжении брака, когда м/у супругами есть спор о детях; об оспаривании отцовства (материнства); об установлении отцовства; о лишении и восстановлении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка.
Административный порядок защиты семейных прав применяется в случаях, прямо указанных в З.е. Разрешение ряда споров, связанных с воспитанием детей, определением, имени ребенка, относится к компетенции органов опеки и попеч-ва (администрация района, города). ООиПопеч-ва уполномочены защищать права и интересы несоверш-них и в обяз-ном порядке привлекаются судом к рассмотрению всех споров, связанных с воспитанием детей.
Государственная семейная политика - это целостная система политических, правовых, экономических, социальных, медицинских и культурных мер, направленных на развитие семьи.
В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года, в которой будут прописаны социальные стандарты качества жизни, подходы к решению вопросов социального развития и защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепция должна служить ориентиром для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей.
Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь".
В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: 1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций. 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека. 3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства Материнство
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА - система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития. В ч.2 ст.7 Конституции РФ[1] закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом. Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[2] закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в: - Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.); - Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.)[3]. - Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.)[5]; - Конвенция Международной Организации Труда №3 об охране материнства (1919г.) (не ратифицирована РФ)[6]; - Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.); - Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000г. №191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства[7]; - Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. №95 об охране материнства[8]. В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г. №732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы»[17] (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) среди перечня основных мероприятий которой названы: государственная поддержка материнства и детства, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка. Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Осуществляется с 2007 года при рождении (усыновлении) второго (третьего или последующего — только если ранее родители не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство.
|
|
|