• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 48 Неокантианские учения о политике и праве
48 Неокантианские учения о политике и праве
Неокантианские учения о политике и праве
Интересным подходом к проблемам государства и права отличается неокантианство, представленное двумя школами: марбургской и баденской. К первой принадлежал Рудольф Штаммлер (1853—1938 гг.), считавший фундаментом государства не совокупность экономических отношений, а право, которое выступает первоосновой и предпосылкой государства. Право — это универсально обоснованный элемент, который может быть только чисто формальным, только методом, объединяющим в абсолютное единство изо87
лированные желания индивидов с общей и конечной целью. Право в целом Р. Штаммлер подразделяет на справедливое и несправедливое. Цель справедливого права — оказание помощи в формулировании фундаментальной концепции жизни. Таким образом, Р. Штаммлер выходит на выделение концепции права и идеи права. Концепция права определяет универсальные элементы права, а идея права направляет средства и цели индивидов к конечной и общей цели, т. е. является выражением и масштабом справедливости, критерием оценки действующего права. Более того, Штамммлер считает, что самому праву по его сути свойственно достичь социального идеала.

Представителем баденской школы неокантианства был Макс Вебер (1864—1920 гг.). Он выделял три мотива поведения и, соответственно, три типа легитимного господства (власти): а) легальное, или рациональное, осуществляемое с помощью законов и правил; б) традиционное, обусловленное издревле существующими порядками и нравами; в) харизматическое, основанное на экстраординарной, почти магической способности, которой обладает господин и которая дарована ему теми, кто идет за ним и предан ему.

В одной из своих заключительных лекций — «Политика как профессия» — термином «политика» М. Вебер обозначает руководство или участие в руководстве государством, которое он рассматривает как отношения между господствующими и подчиненными, отношения, поддерживаемые средствами легитимного насилия. Он также дает характеристику легального государства: административный и правовой порядок изменяется в нем только законным путем, деятельность администрации осуществляется на основе законов, власть в равной мере распространяется на всех граждан в пределах территории государства, сила законно используется в рамках государственной компетенции.

Немецкий юрист Георг Еллинек (1851—1911 гг.) в своих трудах по государственному и гражданскому праву показывает, что территория как элемент государства имеет решающее влияние на весь жизненный процесс государства. Он также заявляет, что государственное право, лишенное пробелов, принципиально невозможно, что история права есть история кризисов права, смены одних правовых систем другими, т. е. отвергает историческую школу права Савиньи и Пухты. Г. Еллинек выделяет два способа модификации конституции: изменение, т. е. изменение, сделанное в тексте конституции путем преднамеренного волевого акта, и преобразование, т. е. изменение, формально не меняющее текст конституции, но наполняющее его положения новым смыслом в ходе спонтанных действий, в ходе самой социальной эволюции.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 48 Неокантианские учения о политике и праве
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: