• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 37 Политико-правовая мысль западно-европейского консерватизм
37 Политико-правовая мысль западно-европейского консерватизм
Политико-правовая мысль западно-европейского консерватизма
Реакцией на Французскую революцию явился и консерватизм, который рассматривал общественные потрясения во Франции как причину хаоса и разрушений. Сам термин ввел французский писатель и политический деятель Шатобриан (1768—1848 гг.) изданием журнала под названием «Консерватор». В отличие от либерализма, оптимистически относящегося к природе человека и рассматривающего присущее ему зло как результат несправедливого общественного развития, консерватизм считает человека несовершенным по своей натуре. Государственное регулирование, с этой точки зрения, и должно предохранять общество от проявлений не самых лучших качеств человека, ибо государство — это средство совершенствования добродетелей.

Общество и государство, которое не является результатом общественного договора, представляют собой сложный организм, в котором все взаимосвязано. Изменение одного элемента подрывает устойчивость всего общественного целого. В отношениях общества, государства и человека примат отдается государству, и в то же время отстаивается невмешательство государства в отношения собственности, ибо в основе стабильности видится частная собственность и религия.

Родоначальниками классического консерватизма принято считать британского философа и государственного деятеля Эдмунда Берка (1729—1797 гг.), французского публициста и общественного деятеля, графа Жозефа де Местра (1754—1821 гг.), немецкого историка и правоведа Фридриха фон Савиньи (1779—1861 гг.). Примечательным в этом отношении выглядит положение Э. Берка по поводу революции во Франции, которое он формулирует следующим образом: «Человек рассудительный и щедрый может пожелать своему обществу нововведений, отличных от привычного ему порядка, но настоящий патриот и истинный политик в первую очередь будут рассматривать, как добиться наибольшего из имеющегося в наличии, из того, чем располагает страна в данный момент. Установка на то, чтобы сохранить лучшее и способность к усовершенствованию недостаточного, взятые вместе, — вот что определяет для меня государственного человека. Все остальное изначально пошло и сомнительно».

Фридрих фон Савиньи, занимая идеологические позиции консерватизма, развивал историческую теорию права. Именно в истории он видел источник знания о развитии права. Он приравнивал право к языку народа, его манерам и физическим характеристикам людей. Согласно теории Ф. фон Савиньи, право приобретает некий специфический характер, присущий лишь этому народу еще в ранний период его истории. Эти феномены не существуют отдельно друг от друга, они объединены по своей природе и представляют специфические тенденции и способности данного народа. Поэтому право исключает все факторы его случайного или произвольного происхождения. Оно развивается вместе с данным народом и умирает, когда народ теряет свою национальную аутентичность.

Исходя из вышесказанного, право не творится кем-то, а обнаруживается. Его рост — это бессознательный и органический процесс. Дух народа обнаруживает себя в праве этого народа. Органическая связь права с бытием и характером народа проявляется в прогрессивном движении во времени. Задача юриста при этом состоит не в том, чтобы создавать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую формулу то, что уже существует в Духе народа. В этом процессе законодательная деятельность представляет собой всего лишь финальную стадию. Исходя из того, что право выступает проявлением национального характера того или иного народа, оно не обладает универсальным действием и потому, как и язык, не применимо к другим народам. Здесь нельзя не заметить как преувеличение «Духа народа», с одной стороны, так и принижение роли юристов — с другой.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 37 Политико-правовая мысль западно-европейского консерватизм
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: