• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 28 Политические и правовые учения европейского Просвещения
28 Политические и правовые учения европейского Просвещения
Политические и правовые учения европейского Просвещения
Взгляды французских просветителей

ХVIII в. вошел в историю тем, что страной наиболее динамичного развития стала Франция. Идеологией новых сил, стремящихся к серьезной модернизации общества, во многом стали учения французских просветителей. Важнейшими источниками французского просвещения были учения английского просвещения (И. Ньютон, Дж. Локк) и национальные традиции передовой французской философской мысли (П. Гассенди, П. Бейль и др.). Просвещение отличалось двумя принципиальными моментами: ориентацией на утверждение на земле «царства разума» и тем, что главным инструментом реализации этого идеала должно быть распространение рационального знания, борьба с невежеством.

Виднейший представитель французского Просвещения — Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694—1778). Все беды в обществе он связывал с засильем невежества, а главной причиной такого положения считал господство феодальной идеологии, интегральным элементом которой, по его мнению, была религия. По мнению Вольтера, иудаизм был тем гнилым корнем, из которого выросло христианство. Четкая антирелигиозная направленность пронизывает все его творчество.

Главную задачу Вольтер видел в достижении свободы человека (а не общества). Свободу человека он понимал лишь в чисто абстрактном правовом и политическом смысле. Стержнем свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. Свободу он дополняет и подкрепляет равенством. Однако речь у него в данном случае идет о равенстве в юридическом смысле, т. е. равенстве перед законом. Вместе с тем право голоса у него имеют лишь собственники. Он не видел необходимости в демократических преобразованиях в обществе. Еще меньше был склонен к революциям. Среди форм государства предпочтение отдавал монархии, но просвещенной.

Шарль Луи Монтескье (1689—1755 гг.), выходец из судебного сословия, достигший должности президента парламента в Бордо, главной ценностью считал политическую свободу. В качестве необходимых условий ее обеспечения он видит справедливые законы и надлежащую организацию государственности. Через призму истории развития общества Монтескье выделяет «естественные» законы, которые существовали до образования общества, и «положительные» законы, возникшие в цивилизованном обществе.
При анализе положительных законов Монтескье большое место отводит их зависимости от географических факторов, необходимости серьезного учета географических признаков при разработке положительных законов. Он также обращает внимание на зависимость законов от той или иной формы правления, а лучшим государственным строем считает тот, который обеспечивает политическую свободу. Смысл политической свободы он видит в обеспечении безопасности граждан, в их уверенности в этой безопасности.

Политическая свобода предполагает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную — при их полной независимости друг от друга. Он также формулирует принципы законодательства, основополагающим из которых является умеренность, т. е. дух умеренности должен быть духом законодательства. Среди прочих правил он выделяет сжатость и простоту слога закона, однозначность понятий, достойность мотивировки законов и др.

Монтескье рассматривал также политические и правовые проблемы международных отношений, считая мир первым естественным законом человека. Войну он видел как социальное явление, происхождение и характер которого обусловлены особенностями экономического и политического развития общества. В политическом плане он связывал происхождение войн с образом правления и формой власти, существующими в государствах: «дух монархии — война и расширение территории, дух республики — мир и умеренность» 38. Выход из положения Монтескье видел прежде всего в соблюдении правил и норм в отношениях между государствами. Он также признавал два вида справедливых войн: в интересах отражения нападения неприятеля и при оказании помощи атакованному союзнику.

Своеобразной фигурой французского Просвещения выступает Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.), выходец из беднейших кругов «третьего сословия». Сторонник общественного договора на условиях сохранения суверенитета (высшей власти) у народа, он склоняется к демократической республике, поскольку общее благо как цель государства может быть выявлено только большинством голосов. Как противник всякого неравенства, Руссо предлагал ликвидировать имущественное неравенство, сохраняя только мелкую частную собственность, которая давала бы примерно равный трудовой достаток.

Решение внутренних проблем он связывает с международными отношениями. Так, с образованием «обществ», по мнению Руссо, начинается борьба между народами, и в этом кроется причина международных конфликтов и войн. В деспотических государствах война и армия становятся важнейшими средствами решения политических вопросов как внутри государства, так и на международной арене. Поэтому преобразование отношений внутри страны становится важнейшим рычагом исключения международных войн. Демократические преобразования лишают деспотов возможности использовать народы в своих интересах.

Вместе с тем Руссо не придавал большого значения праву и его методам в решении вопросов поддержания мира в отношениях между государствами. Более того, он считал, что в международной жизни отсутствуют тенденции, способствующие возникновению тесных связей и общих интересов у людей. Поэтому Руссо видел необходимость в разъединении и даже расчленении существовавших в то время политических организаций и даже призывал к созданию в Европе мельчайших государств.

Идеи развивали просветители-материалисты Дени Дидро (1713—1784 гг.) и Клод Адриан Гельвеций (1715—1771 гг.). Так, например, Гельвеций считал личность продуктом общества, в котором она существует. В социальной сфере общества главными выступают политические и правовые учреждения. Гельвеций также верил в разумного правителя, а лучшей формой считал демократическую республику как федерацию.


Германия
На исходе ХVII в. в Германии зарождается Просвещение. Его представителями в начале были: Самуил Пуфендорф (1632—1694 гг.), у которого естественное право предстает в виде универсальной социальной этики, а Бог выступает инициатором государства, но с предварительного согласия людей; Христиан Томазий (1655—1728 гг.), для которого, как пишет Ю. Я. Баскин, «свобода, и это главное, — достояние общества, в котором господствует право, но в естественном состоянии позитивного права нет и быть не может» 39; Христиан Вольф (1679—1754), для которого позитивные законы есть осязаемое выражение естественного закона и содержащиеся в них права для индивида — это определенная мера свободы, необходимая для исполнения обязанности, а государство есть плод соглашения между семьями (домами) и назначение его — содействовать достижению «общего блага» народа.

Олицетворением Просвещения в Германии был Иммануил Кант (1724—1804 гг.) — один из величайших умов своего времени. Исходя из своей идеалистической концепции свободы, он выводит безусловные практические законы, прежде всего моральные. Моральные законы выступают как императивы, поощряющие или запрещающие определенные действия. Как таковые, эти императивы являются категорическими и безусловными.

Моральный закон, которому должен следовать человек во взаимоотношениях людей, проявляется в виде права, т. е. происхождение права является чисто рациональным, что определяет содержание законов исходя из чисто логических или формальных принципов. Право сопровождается предполагаемым полномочием использовать принуждение в отношении его нарушителя.
Для Канта идеалом государства является правовое государство, т. е. такое, устройство и режим которого максимально соответствуют праву, в котором между государством и человеком по закону установлены взаимные права и обязанности. Важнейшим признаком государства выступает верховенство закона. Благо и назначение государства в совершенном праве. По форме Кант выделяет два типа государств: республику и конституционную монархию, а также подчеркивает важность наличия трех ветвей власти.
Как сторонник нравственности в политике, Кант не видит оправданий войне. Война есть прежде всего несоблюдение этических требований. Он решительно выступает за мирное сотрудничество между государствами и видит в этом важную роль права, а в ликвидации «постоянных армий» видит устранение угрозы другим государствам.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » История политических правовых учений (ИППУ) » 28 Политические и правовые учения европейского Просвещения
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: