• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Конституционное право зарубежных стран » 65 Конституционный статус Императора Японии. Правительство
65 Конституционный статус Императора Японии. Правительство
Конституционный статус Императора Японии. Правительство Японии.
Статус и полномочия императора

Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора. Согласно ст. 1 Конституции император является символом государства и единства народа, статус которого определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

Император Японии:
- является сугубо церемониальной фигурой (представительство Японии внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение, одежда императора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственными церемониями, уходящими корнями в средневековье);

- не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством (все действия императора носят характер "освящения", придания дополнительной силы решениям других государственных органов);

- император, в частности, промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, на основании соответствующего решения подтверждает назначение министров, принимает верительные грамоты от иностранных послов.

- Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к старшему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой "эры", которая имеет собственное летоисчисление. Организационным обеспечением деятельности императора занимается особый орган - Совет императорского дома.

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство - Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля).

Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.
Премьер-министр - ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):
- согласно традиции, премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах; половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр); назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства - депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями; кабинет министров, как правило, заседает тайно; решения принимаются только консенсусом - единогласно; за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров; при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает "нижнюю" палату парламента; а практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку; кабинет министров Японии в лучшем случае остается у власти не более 2 лет; согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры - каждый год, премьер-министр - каждые 2 года; министры в первую очередь являются представителями парламента в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях; это обуславливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя - политический и административный; политический заместитель, как и министр, - представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра - профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы - в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Конституционное право зарубежных стран » 65 Конституционный статус Императора Японии. Правительство
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: