Принципы организации и деятельности государственных органов в зарубежных странах
Вместе с тем независимо от особенностей отдельных государств и происходящих в низ изменений в организации и деятельности государственных аппаратов разных стран имеются общие принципы.
Среди такого рода принципов следует назвать:- принцип приоритета прав человека
- принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата
- принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов
- принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики
- принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах
- принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему
- принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»
- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,
Данные и другие им подобные принципы находят свое законодательное закрепление в конституционных актах и в специальных законах.
Одним из таких принципов является принцип законности и конституционности организации и деятельности государственного аппарата. Следует заметить, что, обладая не только юридическим, но и политическим характером, законность и конституционность выступают как основной метод функционирования различных государственных органов и организаций. Применительно к деятельности государственного аппарата разных стран законность и конституционность означают осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, обычными законами и подзаконными актами, согласно установленной в законодательном порядке компетенции.
Принцип законности и конституционности означает также обеспечение строгого и неуклонного исполнения подчиненными им органами, организациями и учреждениями действующих нормативно-правовых актов, борьбы с коррупцией, а также со всякого рода нарушениями прав и свобод граждан, общественных организаций, трудовых коллективов.
Следует заметить, что законности и конституционности как явления и понятия вне связи с конкретным обществом и государством не существует. Это абстракция. Законность и конституционность всегда соотносятся с определенными типами государства и права, с определенным характером и уровнем развития общества.
Исходя из этого, в отечественной и зарубежной научной литературе законность и конституционность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государства и права.
Основу любой законности и конституционности составляют конституции различных государств, а также законы, принятые в их развитии. Строгое и неуклонное соблюдение законности и конституционности должно быть непременным требованием, принципом деятельности не только государственных, но и негосударственных органов, учреждений и организаций. В числе важнейших принципов организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, наряду с принципами-требованиями оптимальности их построения, эффективности функционирования, политической лояльности, законности и конституционности, огромное значение имеют принципы-требования, касающиеся высокого профессионализма государственных служащих разных рангов, а также соблюдения ими соответствующих этических норм.
Проблемы профессионализма и этики государственных служащих практически всегда стояли и стоят на повестке дня с момента образования любого государства.
Существует ряд конституционно-правовых принципов организации и деятельности суда в зарубежных странах:
1. Равенство граждан перед законом и судом (ст.2 конституции Франции: "республика обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии.").
2.Независимость _судей, их подчинение только закону. Этот принцип закреплен в ст.101 конституции Италии и ст.97 (1 абз.) основного закона ФРГ.
3 .Несменяемость _судей. Конституция США в статье 3 раздела 1 провозглашает, что судьи федеральных судов "сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным."
4.Гласность судопроизводства.
5.Участие _представителей _народа в отправлении правосудия. Ст.125 Конституции Испании: "граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия через институт присяжных в процессах по уголовным делам."
6.Обеспечение гражданам права на защиту их интересов в суде. Ст.37 Конституции Японии: "обвиняемому по уголовному делу предоставляется полная возможность опроса всех свидетелей, он имеет право на вызов всех свидетелей..., может обратиться к помощи квалифицированного адвоката..."