Познавательная деятельность личности. Сенсорные познавательные процессы. Ощущение.
Познавательная деятельность - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. познавательная активность носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Сенсорная организация личности — это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека — это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие.
Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность.
Главная особенность сенсорной организации человека — это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.
Ощущения - элементарная форма чувственного отражения отдельных свойств предметов, объектов и явлений реального мира в коре головного мозга, воздействующих на органы чувств человека. Именно через систему анализаторов, расположенных как снаружи, так и внутри человеческого тела, головной мозг получает информацию о тех или иных свойствах окружающих предметов; ощущения служат источником наших знаний об окружающем мире.
Установлено, что анализатор состоит из трех отделов:
- периферического (рецепторного, принимающего) - улавливает раздражители;
- проводникового - проводит возбуждение;
- мозгового (коркового) - именно здесь возникает то, что называется непосредственно ощущениями, и происходит тот тончайший анализ, неразрывно связанный с синтезом, который и определяет взаимодействие организма с внешней средой.
Различают внешние и внутренние анализаторы.
Внешние анализаторы - те, у которых рецепторы вынесены на поверхность тела (зрительные, слуховые, кожные, вкусовые, обонятельные).
Внутренние анализаторы - их рецепторы расположены во внутренних органах и тканях, сигнализируя об изменениях внутри организма (часто их ощущают при болях, спазмах и т.д.).
Разновидностью таких анализаторов служат двигательные анализаторы, рецепторы которых расположены в мышцах и связках. Они вызывают ощущения при движении, ощупывании и осязании предмета рукой, ногой и т.д. (например, баскетболист, футболист и т.д.).