• Страница 1 из 1
  • 1
Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Философия » 36. Культура и цивилизация.
36. Культура и цивилизация.
Культуру нередко определяют как систему надбиологических программ социального действия. Это ?риторическа. анатомическая? Система, в которой возможно не только трансляции программ, но и в ряде случаев их перепрограммирования. Культура не передается генетически, а обретается в ходе обучения и воспитания. Термин «культура» обязан своим происхождением сельскохозяйственной практике; он связан с культивацией, как возделыванием почвы. Термин «cultura animi» («возделывание души») почти одновременно употребили Цицерон и Гораций. Смысл этой метафоры в усовершенствовании нравов и развитии талантов. Аксиологические определения культуры видят в ней миф воплощенных ценностей и труд по их разумному освоению(культура – это культ разумения) речь идет о взращивании в самом себе внутреннего человека о внесении человеческого содержания в человеческое существования. Кант определял культуру как победу воли над деспотизмом желания. Латинский термин культура в этом смысле соотносится с греческим термином «аскеза» - упражнения в добродетели. Понимание хода истории проясняется при установлении 2-х видов анализов. Историю можно рассматривать в ракурсе цивилизации и в аспекте культуры. Цивилизация предстает как мера социального виндивидуального?? Культура напротив как мера личностного или индивидуального – социальная? Цивилизация связана с укрепления человеком своих позиций своего определения. Она выражается в поступательном движении материально-технического базиса. Но создавая технологическое пространство цивилизация задает принципы которым надлежит следовать ?? пространства. Поэтому цивилизация противоположна варварству и включает в себя не только транспорт, средства связи, промышленность, но также товарно-денежные и юридические отношения. Особую роль в развитии цивилизации играю города. Процесс урбанизации насчитывает порядка 7-7,5 тысяч лет
Что-то там развитием смыслового поля. По определению Гуссерля история есть «живое движение соединения и включения друг в друга изначального смыслообразования и смыслоотложения». Ы этой трактовке история есть история культуры. Правовая регуляция и социальная структура выступают продуктом как цивилизационого движения так и культурного усилия. Цивилизация представляет собой «развертку» культуры в том смысле, что в ее основе лежит стремление человека реализовать себя во всей возможной полноте и превзойти природу. Вопреки марксизму культура не является фактором производной развитие цивилизации, однако, она нуждается в цивилизационной защите. Однако цивилизация, лишенная хрупкого пояса, защищающего ее ценности, обречена на гибель
Русский социолог Питирим Сорокин считал, что культура есть интегральное единство, пронизывающее жизнь от бытового уровня до высокого искусства и даже языка науки. Он выделил 3 типа культурных суперсистем: 1) идеационная культура, в которой преобладают культурные ценности(древний Египет или культура Византии, 2) чувственная, где преобладает осязаемое и зримое, упор делается на материальные ценности(пример древний Рим период Гиппократа?), 3) эклектическая культура, соединяющая элементы первых двух типов(Европа 19 века). Сорокин полагал, что будущее человечества зависит от возможностей возникновения новой идеалистической культуры, в которой творческий альтруизм будет совмещаться с самоутверждение деятельности??(если эгоизм определяется как все для себя даже в ущерб другим, то его противоположность альтруизм – все других даже в ущерб себе
Развитие цивилизации и развитие культуры имеют различные векторы? И нередко несовпадают. Проблемой нашей эпохи являются очевидный культурный регресс при цивилизационном что-то? вебер считал, что техническая цивилизация навязывает человеку целеориентированый стиль поведения, при котором достижение результата становится более важным, чем следование гуманистическим ценностям
Исподволь подрывается основное положение этики: цель не оправдывает средство(этику часто называют душой культуры)
В начале 20 века культуролог Освальд Штендлер предложил теорию локальных культур. Он отрицал единство истории и полагал, что самозамкнутые культуры проходит стадии, похожие на стаи развития растения: рождение, созревание, упадок, смерть(знаменитая органическая аналогия Штендлера). Культура рождается из первичного чувства жизни, которое постепенно ослабевает и замещается стремлением к комфорту, культура грубеет и вырождается в цивилизацию, которую он называет судьбой культуры(очень распространенное) или даже ее смертью. Новоевропейскую культуру он называл фаустовским и предрекал ей скорый закат
Английский историк Анри Тойнби? В работе постижение истории использует термин локальная цивилизация, сперва он выделил одну единицу, потом увеличил до 13, причем углубленное исследование привело его к отказу от взгляда на россию на отдельную цивилизацию. Локальные цивилизации «смертны», предвестием их конца выступает надлом, сущность надлома в разрыве между основной массой населения и творческим меньшинством, которому это население подражает. Надлом не означает смерть цивилизация может обрести второе дыхание
Карл Поппер ввел термин «историцизм» для обозначения концепции, опирающейся на представление о железных и неумолимых законах истории. В этот ряд он уместил концепции Маркса и Штендлера, считая что они не совместимы со стремлением человека самому определять смысл истории


Юридический факультет | Ответы на билеты к экзаменам зачетам » Ответы: экзамен, зачет » Философия » 36. Культура и цивилизация.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: