014. Философия в Александрии. Неоплатонизм и христианство
Неоплатонизм • Учение Плотина • Объяснение религии у Плотина • Система Ямблиха
У греков явлением, соответствующим христианской религиозной науке, служит новоплатоновская философия. В одних и тех же центрах александрийской культуры, где все формы греческой науки встречались со всеми религиозными учениями, зародились одновременно две доктрины - Оригена и Плотина; и как в «гносисе» можно видеть зачатки христианского богословия, так и в подпавших влиянию Филона эклектиках-платоновцах, особенно в Нумении, видно подготовление новоплатонизма. К этой общности происхождения присоединяется и общность цели. Обе эти научные системы методически развивают, подтверждают и доказывают, что религиозное убеждение есть единственный верный источник спасения для жаждущего искупления индивидуума. Но при этом между ними есть и большая разница. Христианское богословие нашло для себя не только опору, но даже и непрерывное руководство в религиозном сознании целой общины, уже организующейся и слагающейся в виде церкви. Повоплатонизм же был создан и защищаем отдельными личностями, предававшимися философскому размышлению; поэтому он проник только в некоторые школьные союзы, и лишь впервые при их помощи стремился придти в соприкосновение с различными мистериями. Христианское богословие есть научное изображение верования, до того времени уже могущественно развитого; новоплатонизм же — религия ученых, попутно пытающаяся слить с собой все существующие культы. В этом обстоятельстве и заключается причина гибели новоплатонизма, хотя научная сила его была не менее велика, чем у христианства.
Историческое развитие новоплатонизма распадается на три стадии. Сначала он представляется по существу только научной теорией; затем он преобразовывается (и на этот раз ясно противоречит христианству) в систематическое богословие политеизма; и, наконец, потерпев в нем неудачу, переходит к схоластическому объединяющему возобновлению учений всей греческой философии вообще. Эти три стадии носят название александрийской, сирийской и афинской школ и связываются с именами их главнейших представителей: Плотина, Ямблиха и Прокла.
|
|
|